
Попытка российского вторжения в Украину разделила Палату адвокатов Российской Федерации (АЮС) на две части. 27 февраля на официальном сайте ФПА было опубликовано антивоенное заявление. На следующий день было распространено заявление других членов Совета о том, что юристы «должны выполнять законно принятые решения руководства страны». Сайт «Улица Юриста», который следит за развитием юридического сообщества в России, также следит за отражением украинского оккупационного процесса в юридическом мире и публикует статьи. В статье, опубликованной Lawyer Street 3 марта, члены Совета FPA рассказали, почему они подписали какое из заявлений и что они думают по этому поводу. Однако 4 марта Путин принял «закон о цензуре», неприемлемый для всеобщего права. Любая критика попытки российских властей вторгнуться в Украину теперь считается преступлением и предусматривает жесткие санкции. По этой причине ему пришлось удалить эту статью, которую он опубликовал на «Улице юристов», со своего сайта и со страницы статьи «Это цензура. Но пока этот неконституционный закон не отменен, мы должны его соблюдать». заявление было включено. Как Право в Турции, мы публикуем перевод недоступной в настоящее время статьи от имени «Улицы юристов» и в знак солидарности с российским юридическим сообществом, которое придерживается универсальных правовых ценностей.
«ЯСТРЕБЫ» И «ГОЛУБИ» АДВОКАТУРЫ
Ситуация в Украине расколола Совет Федеральной палаты адвокатов. 27 февраля на официальном сайте ФПА появилось антивоенное обращение: несколько членов Совета призвали прекратить боевые действия на территории Украины. Уже на следующий день было опубликовано заявление других членов Совета – о том, что корпорация должна находиться «вне политики», а сами адвокаты «обязаны соблюдать законно принятые решения руководства страны». «Улица» поговорила с членами Совета о том, почему они подписали то или иное заявление – и что думают о позиции коллег. Пока этот материал готовился к публикации, оба заявления пропали с сайта ФПА.
«ГОЛУБИ»
Первое обращение членов Совета ФПА появилось на сайте палаты 27 февраля – когда шёл четвертый день «специальной военной операции» российской армии на территории Украины. Авторы заявления призвали «всех, от кого это зависит, прекратить военные действия и начать мирные переговоры».
ОБРАЩЕНИЕ ЧЛЕНОВ СОВЕТА ФПАСегодня мы являемся свидетелями страшных, трагических событий, когда гибнут не только военнослужащие, но и мирные граждане. Всё это происходит в соседней стране, с нашим братским народом. Такие события не могут происходить в 21-м веке, слишком высокую цену наши деды и прадеды заплатили за мир в прошлом веке.
Заявление подписали президент ФПА Юрий Пилипенко и ещё девять членов Совета. Всего в состав Совета входят 32 человека.
Некоторые из подписавшихся дополнительно прокомментировали ситуацию в своих социальных сетях. «Оправдывать преступления только потому, что их совершают “свои”? Увольте. Даже исполняя профессиональный долг по защите обвиняемого, адвокат не может оправдывать преступления, – заявил в Facebook вице-президент ФПА Вадим Клювгант. – Нет войне, под каким бы лукавым лозунгом она ни велась». «Нет войне», – лаконично написал на своей странице член Совета Константин Добрынин.
«Война – это тупик и для нас, и для другой стороны, – заявил “Улице” первый вице-президент ФПА Евгений Семеняко. – Любая война заканчивается тем, что приходится договариваться об условиях мира. Так может быть, не надо откладывать этот неизбежный момент? Пока у нас ещё сохраняется возможность избежать огромного количества человеческих жертв, в том числе среди наших солдат». Семеняко добавил, что «никогда не был сторонником подобного рода решения любых конфликтов» – и это «оказалось для него достаточным основанием быть в числе его уважаемых коллег, подписантов этого обращения».
Других пояснений «Улице» получить не удалось. Президент ФПА Юрий Пилипенко сказал, что слишком занят. Вице-президент ФПА Генри Резник отказался от комментариев. Вице-президент ФПА Владислав Гриб сказал, что ему неудобно разговаривать, так как он меняет карту в банке.
«ЯСТРЕБЫ»
Новость про обращение сопровождалась картинкой с голубем, символом мира. Как известно, «голубями» в политологии называют сторонников мирного решения конфликтов – в противовес «ястребам», выступающим за жёсткие варианты. 28 февраля выяснилось, что в руководстве российской адвокатуры есть представители обоих направлений. Рано утром на сайте ФПА появилась ещё одно обращение членов Совета по теме «военной операции». Его авторы заявили: «Адвокатура вне политики. Но едина со своей страной и своими гражданами».
ЗАЯВЛЕНИЕ ЧЛЕНОВ СОВЕТА ФПАРуководством страны было принято решение. Законное решение с соблюдением всех необходимых конституционно значимых процедур… Именно это должно быть приоритетом для российских адвокатов, являющихся прежде всего гражданами Российской Федерации.
Это обращение поддержали 12 членов Совета. Среди них оказался и президент АП Московской области Алексей Галоганов, который накануне подписал призыв к миру. Его подпись под обращением от 27 числа исчезла с сайта. «Улица» попросила Галоганова прокомментировать ситуацию, но он отказался говорить с корреспондентом.
Вице-президент ФПА Валерий Анисимов сообщил «Улице», что не может дать комментарий, так как находится на совещании. «Моя позиция там изложена. [Я подписал одно из обращений] потому что я российский адвокат, и как российский адвокат намерен действовать в российском правовом поле. Вот, собственно, всё», – сообщил «Улице» вице-президент ФПА, президент АП Воронежской области Олег Баулин. Он отказался разъяснить подробнее свою позицию касательно вооружённого конфликта: «Я адвокат, я не делаю никаких политических заявлений».
Президент адвокатской палаты Челябинской области Иван Казаков прислал «Улице» комментарий, потребовав, чтобы его опубликовали «в том виде, в каком он его предоставил». «Каждый адвокат как гражданин, как член общества имеет право на своё мнение, свою гражданскую позицию на любые процессы, происходящие в стране и в мире. Члены Совета ФПА – это мои товарищи, известные в России адвокаты, решая на Советах различные вопросы жизни адвокатского сообщества России, несмотря на возникающие иногда различия во взглядах на те или иные проблемы, всегда достигают в конечном счёте консенсуса! Это нормально в любом демократическом обществе! Я всегда озвучивал и никогда не скрывал свою позицию о том, что при любых потрясениях в обществе адвокатура – как институт гражданского общества – должна быть вне политики! У адвокатской корпорации, у адвокатского сообщества иные цели и задачи! Поэтому адвокатура вне политики, вне каких-либо политических процессов! И это принципиально!», – написал господин Казаков.
«У каждого своя точка зрения и свой взгляд. Отдельные члены Совета изложили свою позицию в таком виде, другие – в ином», – пояснил подписант второго обращения, президент АП Пермского края Павел Яковлев.
Адвокат Татьяна Проценко, также подписавшая второе заявление, подчеркнула в комментариях в Facebook, что «ни один нормальный человек не хочет войны, но интересы своей Родины всегда в приоритете у любого нормального гражданина». В другой дискуссии она обвинила некоторых активных противников «специальной операции» в «продажности». «Войны никто не хочет, только не каждый готов за пайку Родину продать! Ты не поспешил? – спросила она московского адвоката Даниила Бермана. – Смотри не продешеви!». Редакция попыталась связаться с Проценко; в офисе её адвокатского образования попросили номер корреспондента, однако Проценко по нему не перезвонила.
Глава АП Самарской области Татьяна Бутовченко, руководитель АП Ставропольского края Ольга Руденко, президент псковской палаты Николай Жаров и некоторые другие «нейтральные» члены Совета отказались прокомментировать «Улице» оба заявления – и своё нежелание присоединиться к «ястребам» или «голубям».
РАСКОЛ ПО ПОВОДУ НАЛИЧИЯ РАСКОЛА
В пресс-службе ФПА не ответили на запрос редакции о том, кем и как принималось решение о подготовке и публикации обоих заявлений. «Улица» решила узнать, что подписанты разных обращений думают друг про друга. «Мы, более молодая часть Совета, подписали обращение против войны. Мы считаем, что в такой ситуации надо вести переговоры. И в некотором смысле показали, что мириться с тем, что там происходит, мы не собираемся, – пояснил “Ъ” на условиях анонимности один из авторов первого заявления. – Мы просто высказали своё мнение – поэтому там было написано “члены Совета”. Ни первое, ни второе обращения ни в коем случае нельзя считать мнением всей ФПА или Совета ФПА. Никто специально не собирался, чтобы обсудить военный конфликт – это не повестка для Совета ФПА. Совет вообще не может собираться по таким вопросам».
По словам собеседника «АУ», второе заявление стало неожиданностью для авторов первого. «Да, конечно, мы всегда со своим народом. Да, адвокатура вне политики. Но это не означает, что мы не можем высказать собственную боль, – сказал член Совета. – Я вообще не понимаю, что тут ещё обсуждать. Мы выступили за то, что необходимо провести переговоры. Они, кстати, начались. Зачем нужно было второе обращение – я этого не понимаю».
Президент АП Воронежской области Олег Баулин заявил «Улице», что «не видит принципиальной разницы» между обращениями – и подписал второе только потому, что первое уже было опубликовано днём ранее. «С одной стороны, все за мир. С другой – все российские адвокаты. Не американские, не украинские, а именно российские адвокаты, – сказал Олег Баулин. – Поэтому как профессионалы – а ничем другим мы, собственно, и не занимаемся – как профессионалы мы будем действовать в российском правовом поле и по российским законам».
ЧЛЕН СОВЕТА ФПА ОЛЕГ БАУЛИННе ищите политического раскола в адвокатуре. Адвокатура не политическая организация, никогда ей не была и никогда не будет. Поэтому никаких политических расколов в адвокатуре нет.
Жёстче всех по этому поводу высказался глава АП Санкт-Петербурга Евгений Семеняко. «Мне не очень приятно осознавать, что приверженцев военного разрешения этой ситуации с братским народом оказалось всё же достаточно много в том числе и среди коллег по Совету федеральной палаты. Я считаю, [что это] есть некое отражение состояния в нашем обществе вообще и в нашем профессиональном адвокатском сообществе в частности. Это всё проявилось в том числе и в этих двух, на мой взгляд, противоположно направленных заявлениях, – сказал он. – То, что они противоречат и по интонации, и по смыслу, очевидно даже неадвокатам. Мне лично она (вторая позиция. – “Улица”) кажется абсолютно… Нет, я [всё же] воздержусь от того, [чтобы сказать] какой она мне кажется». Вместе с тем Семеняко подчеркнул, что подписанное им обращение не было выражением официальной позиции ФПА.
3 марта раскол усугубился: на сайте АП Хабаровского края появилось заявление в поддержку «специальной военной операции». «Совет… выражает полное согласие с законными действиями российского руководства по борьбе с нацистами, захватившими власть на территории Украины. Мы безусловно поддерживаем российскую армию», – говорится в обращении. Одновременно совет АП Хабаровского края осудил членов Совета ФПА, оставивших свои подписи под антивоенным заявлением: «Выражаем сомнение о наличии морального права у членов Совета ФПА, подписавших обращение от 27.02.2022, представлять адвокатов России».
«Во-первых, в отличие от никем не подписанного заявления хабаровского совета мы сделали своё обращение в личном качестве, за своими подписями, вовсе не представляя свою позицию как позицию “адвокатов России”. Как сказал поэт, каждый выбирает для себя и по себе… – ответил в Facebook Вадим Клювгант. – Во-вторых, полагаю, что позиция “кровопролитию – да” вряд ли органична адвокату, в том числе и российскому. Такая уж у нас профессия – глубоко гуманная. Всё это написано тоже в качестве сугубо личного мнения».
Когда этот материал уже был готов к публикации, «Улица» обнаружила, что 3 марта оба заявления пропали с сайта ФПА. Как минимум часть подписантов не знает, кем и почему было принято такое решение. «Честно говоря, не в курсе. Не знаю. Со мной этот вопрос не обсуждался», – заявил Евгений Семеняко. Иван Казаков также узнал об этом от корреспондента «Улицы». Павел Яковлев заявил, что «ничего не может сказать» по этому поводу. В пресс-службе ФПА так и не ответили на запросы «Улицы».
Автор: Кирилл Капитонов
Редактор: Александр Черных (ИД «Коммерсантъ»)
Bir yanıt bırakın